К инструкторам Киева идут учиться те, кому в автошколах права дали, а ездить толком не научили

Чем больше машин, тем больше автошкол. В том числе – частных. Ведь в большинстве государственных будущих водителей обучают на машинах с механической коробкой передач, которых осталось мало, сейчас в основном ездят на авто с коробкой автоматической. Дорожное движение усложнилось настолько, что многие сами понимают – пора учиться заново. Бывает, дополнительные уроки у опытных инструкторов берут те, кто попал в аварию и не может вернуться за руль по психологическим причинам. Они готовы выложить за одно занятие от 100 до 200 грн.

– Из всех моих учеников не смогли научиться водить машину только единицы, – говорит инструктор Вадим. – Помните, как в знаменитом фильме говорилось: «И зайца можно научить курить. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Вот и я исхожу из этого принципа. С первых же занятий пытаюсь объяснить, что страх – чувство вредное. За руль надо садиться уверенно, как в кресло в своем кабинете. Но каждый раз это должно быть как в первый. Даже опытный водитель обязан забыть такие слова, как «проскочу», а уж начинающий – и подавно.

Здесь, правда, все очень индивидуально: одним людям нужно несколько уроков, а другим не меньше 20, но и то они вряд ли будут хорошими водителями. Одна дама – ученица Вадима – взяла… 60 уроков вождения. И ведь не всякий еще будет слушаться указаний! Наш собеседник вспомнил, как учил как-то одну народную артистку.

– Когда она выезжала на встречную полосу, приходилось выхватывать у
нее руль и бить по тормозам, при этом она успевала делать мне замечания, – вспоминает он. – Я не выдержал, попросил ее остановиться. Она остановилась с недовольным видом и смотрела на меня, гордо вскинув брови: «Ну? В чем дело?» И мне пришлось сказать прямо: «Мадам, с такой ездой мы оба очень быстро доедем до Байкового кладбища. Но я туда не попаду, там простых людей не хоронят, а вас – вполне вероятно». После этого актриса стала меня слушаться.

Непросто обучать и больших начальников, и чиновников. Подчиниться кому-либо таким людям бывает трудно психологически.

– Мне так и не удалось научить водить машину одного крупного банкира. Он, вместо того, чтобы следить за дорогой и слушать команды, похоже, «прокручивал» в голове немыслимые финансовые операции. Скорее всего, дорожных знаков он не видел, да и дороги тоже, – разводит руками Шумяк. – Мы промучились какое-то время, а потом он сообщил, что с водителем ездить надежнее, чем водить самому, и у него их целый штат. Больше я его не видел.

– А если ваш ученик неожиданно выезжает на встречную полосу, что тогда? – спросили мы напоследок.

– Моя задача этого не допустить. Перехватывать руль приходится частенько, а ногу с педали тормоза не снимаем весь урок, – уверил нас Вадим.

Кстати, одно из важных и необходимых умений в работе автоинструктора – не только уникальная реакция, но и чувство юмора. Оно способно спасти даже от самого сильного стресса. А еще опытный инструктор любит повторять: «Дорогу опасной делают не машины, а люди».